Жизнеописание Пророка Мухаммада ﷺ. О кормлении Пророка ﷺ и рассечении его груди.

Ведущая:
Расскажите о кормилицах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сколько времени он был у матери и когда перешел к кормилицам?
 
Ответ:
Всего кормилиц Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) было восемь.  Но самая известная из них — это Халима ас-Саадия,
 та женщина, с которой была связана не только история кормления Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует), но и чудо рассечения груди Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует).
И здесь наверное нужно напомнить, и это будет поучительно для каждого, что первая женщина, которая кормила грудью Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует), — это рабыня его дяди Абу Ляхаба. А мы знаем, что Абу Ляхаб сыграл очень нехорошую роль в жизни Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует), был одним из самых главных его противников, он всю жизнь противостоял Пророку  (да благословит его Аллах и приветствует), много сделал ему зла. Но, тем не менее, когда Абу Ляхаб узнал о рождении Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует), он так обрадовался, что освободил свою рабыню, которая передала ему эту весть. И поэтому известно, что в каждый понедельник — ведь Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) родился в понедельник — Абу Ляхабу, хотя он был и противником Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует), облегчается наказание в Аду за то, что он обрадовался рождению Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует).
Ведь одно дело — действия человека, их можно совершить притворно, напоказ, а другое дело — то, что исходит из глубины души, — человек не может фальшиво радоваться или огорчаться в душе.
Давно еще был случай, когда Аллах спросил пророка Дауда (мир ему): «О Дауд, что совершил ради Меня?» Он ответил: «Йа Рабби, О Господь, я ради Тебя и намаз совершал, и пост держал». Аллах сказал ему: «Нет, это ты для себя делал, а ради Меня ты что-нибудь совершил?» Тогда Дауд (мир ему) спросил Всевышнего: «Йа Рабби, а что это за амаль, что это за деяние, которое только для Тебя совершается?» Тогда Аллах спросил: «Любил ли ты ради Меня кого-нибудь или ненавидел ты ради Меня кого-нибудь?»
 
Поэтому радость Абу Ляхаба, видимо, исходила из души, из сердца, он искренне радовался, не зная еще, кто родился на самом деле. Поэтому Аллах и дает ему вознаграждение за эту радость, за эту секунду искренней радости каждый понедельник Аллах облегчит ему наказание.
Его рабыня и была первой кормилицей Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует).
Вообще у арабов был такой адат, обычай, что они отдавали маленьких детей на воспитание бедуинам, жителям пустыни, то есть в те места, где человек мог стать физически крепким. Ведь там люди все время заняты физической работой, много двигаются, перегоняют скот с места на места. От такой работы человек становился крепким, приобретал боевой дух.
Ведь, в самом деле, даже если у нас в Дагестане взять людей, которые с детства живут в горах, так они и более крепкие, и более остроумные, и легкие, и чемпионами чаще на соревнованиях становятся — у них настрой такой боевой... А те, которые в городе выросли, — их у нас называют парниковыми.
И вот родные Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) тоже захотели отдать его на воспитание в пустыню, чтобы он свое детство провел в таком месте, где можно хорошо окрепнуть.
А вот уже когда ребенок взрослел, начинал размышлять, его забирали в город, потому что в городе много чему можно научиться, много грамотных людей и тому подобное. У нас в Дагестане есть поговорка, что мудрец маленького села и глупец большого села равны по разуму, потому что там, где много народу, на чужих ошибках человек многому может научиться.
Для Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) родные нашли такую кормилицу, и он до 5-6 лет жил за городом у женщины по имени Халима. Наверное, он бы у нее мог остаться и дольше, но случай с рассечением груди Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) так напугал ее, что она и ее муж вернули Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) его родным.
 
Ведущая:
Хочется еще добавить, помимо того, что дети в сельской местности росли здоровыми, у них еще язык арабский был более чистым. Еще и поэтому детей отдавали на воспитание бедуинам.
 
Ответ:
Конечно, в городе, где много людей разных национальностей смешивается, и язык смешивается. У нас в Махачкале тоже ведь редко найдешь того, кто на чистом аварском, кумыкском, даргинском языке говорил бы, люди в свою речь обязательно какие-то русские слова вставляют. Или человек половину слов на своем языке не знает, поэтому добавляет туда русские слова. А вот у людей в сельской местности более чистый язык сохранялся, потому что они называли все своими именами.
Здесь наверное будет правильно рассказать о том, как кормилица Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) Халима взяла к себе Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует). В тот год в местности, где она жила, была сильная засуха. Был голод, дойные животные, молоком которых люди питались, практически не давали молока. И когда она находилась в таком тяжелом положении, она вдруг услышала голос: «Вставай, иди за своим подарком». Как раз в это время все женщины ее племени собирались в Мекку, чтобы взять там детей на воспитание, естественно, они за это получали плату, так что это было им выгодно. И вот тогда она и услышала голос: «Вставай и иди туда». Она собралась и поехала верхом на своем осле в сторону Мекки. А в пути она отстала, и за это время другие женщины уже разобрали детей состоятельных людей, за которых давали хорошую плату. Но она все-таки тоже решила взять ребенка, раз уж приехала туда.
 
Ведущая:
 
И от отчаяния она, по-моему, сказала: «Клянусь Аллахом, я не уйду отсюда, пока кого-нибудь не возьму».
 
Ответ:
Да. И как раз в это время дедушка Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) Абдуль-Муталиб находит ее и показывает ей ребенка. И она рассказывала, что, когда она посмотрела в первый раз на ребенка — а Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует)лежал и как бы спал — он был такой красивый, что ей жалко было его будить, и она просто подошла и коснулась рукой его груди. И Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) улыбнулся, открыл глаза и посмотрел на нее. И она увидела, как из его глаз такой свет, нур, исходил, что проникал прямо в небеса. И тогда она поцеловала его между глаз и своей грудью в первый раз накормила его.
Ведь как обычно матери делают — сначала одной грудью кормят ребенка, потом к другой груди прикладывают, но у нее был сын, которого она тоже грудью кормила, так что Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) от другой груди отказался, потому что он уже с рождения соблюдал справедливость и хотел, чтобы молоко матери между ним и молочным братом поровну делилось.
И когда она Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) взяла на руки, у нее стало совсем другое настроение, ее осел так быстро побежал, что они опередили всех остальных женщин.
И все историки единогласно сходятся на том, что в местности, где жило ее племя, где в то время была засуха, вдруг пошли дожди, зазеленела трава. И дойные животные, у которых раньше не было молока, теперь оставляли после себя молочную струю, так у них много стало молока. И все это благословение, этот баракят, был послан этому племени, оттого что Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) находился среди них. Всего он  (да благословит его Аллах и приветствует) прожил у Халимы ас-Саадии и ее мужа (ее мужа звали Абу Хавша — в будущем кяфиры, издеваясь над Пророком  (да благословит его Аллах и приветствует), называли его сыном Абу Хавша) около четырех лет.
 
Ведущая:
Расскажите об интересном и очень важном для Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) случае о рассеченийего груди.
 
Ответ:
На самом деле, эта история и стала причиной того, что кормилица Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) вернула его обратно матери. Наверное, такого баракятного, благословенного, ребенка она и дальше бы не отпускала от себя, но этот случай очень ее напугал. А у Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) в жизни было четыре таких случая, и это был первый из них, когда Аллах забрал у Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) такую частицу из души, через которую на человека может подействовать сатана — она называется люммат. Вот эту частицу и извлекли ангелы из сердца Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует).
Это произошло, когда Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) вместе со своими молочными братьями пас овец. И вдруг его брат прибегает к родителям очень испуганный и говорит, что с нашим братом курайши (наш курайшитский брат — так они его называли) случилось что-то непонятное. К нему вдруг подошли два человека в белых одеждах, схватили его, положили на землю, раскрыли его грудь и что-то оттуда вытащили. Тогда Халима и ее муж Абу Хавша побежали к Пророку  (да благословит его Аллах и приветствует) и нашли его очень бледным, испуганным.
Когда они спросили его, что с ним случилось, Мухаммад  (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал, что к нему подошли два человека в белых одеждах и один спросил другого: «Это тот?» Другой ответил: «Да, это он». Тогда они схватили его, положили на землю, раскрыли его грудь и начали как будто что-то искать там, потом нашли это и выкинули, но, что это такое было, он не понял.
И после этого случая Халима испугалась, вдруг, действительно, с этим ребенком случится что-то плохое, и вернула Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) его родным. Она относилась к нему не как к чужому ребенку, она его любила, переживала за него и поэтому вернула его обратно. И так в пяти-шестилетнем возрасте Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) вернули матери. Но и с матерью ему не пришлось долго пробыть. Когда его мать поехала навестить своих дядей со стороны матери, на обратном пути она заболела и по пути скончалась. Ее похоронили в местности под названием Абувват. И тогда опекуном Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) стал его дедушка, который так хорошо к нему относился, как бывает и родной отец не относится к ребенку, хотя арабы не были грамотными, как люди Писания (которые знали из своих Писаний, что должно случиться что-то особенное), так что они не знали, что этот ребенок был не простым человеком. Но все-таки дедушка Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует), который видел, что его рождение было таким необычным, сопровождалось столькими чудесами, понимал, что это не простой человек.
 
У дедушки Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) прожил недолго, около двух лет. Когда Пророку  (да благословит его Аллах и приветствует) было восемь лет, его дедушка умер. И тогда его к себе взял его дядя Абу Талиб, хотя он был не только многодетным, но и очень бедным, так что ему, конечно, было очень тяжело воспитывать еще одного ребенка. Но из-за того что Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) среди них находился, это как-то им облегчало жизнь, и они как-то выкручивались, если можно так сказать.
 
Когда Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) уже стал взрослым, положение его дяди по-прежнему было очень тяжелым. Тогда сам Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) и его другой дядя Хамза решили помочь Абу Талибу и взяли к себе по одному из его сыновей. Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) взял к себе Али-асхаба (да будет доволен им Аллах), а Хамза взял к себе другого брата — Джафара — на воспитание.
Вот в таком сложном положении жил его дядя. И рассказывают, что дети Абу Талиба, как только накрывали стол, бегом наперегонки бежали к столу — как обычно делают маленькие дети, особенно когда они все время хотят есть. Но наш Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) так не поступал, он ждал, пока другие дети не насытятся, а до того старался сам не есть. И все дети его дяди позже рассказывали, что если Мухаммад  (да благословит его Аллах и приветствует) не садился с ними за стол, то все оставались голодными, а если он садился за стол вместе со всеми, то они все сытыми вставали из-за стола. И жена Абу Талиба тоже рассказывала, что у Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) не было привычки поскорее что-то схватить со стола. Он всегда ждал: если Аллах облегчит ему, он обязательно что-то получит; если нет — он довольствовался тем, что Аллах ему посылал.
 
Ведущая:

Рассказывается также, что однажды Абу Талиб увидел, что Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) последним тянется к столу, когда все уже поели, он остановил своих сыновей и сказал: «Теперь пусть возьмет Мухаммад  (да благословит его Аллах и приветствует)».

 
Ответ:
Да, это удивительный пример того, каким был Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) уже в детстве.
 
Ведущая:

Хочется отметить, что и его дед Абдуль-Муталиб и его дядя Абу Талиб были очень почитаемыми людьми в своем племени. Если в племени были какие-то споры, они помогали их решать, к ним обращались за советом, за помощью в решении общественных дел, вопросов. И своих детей уже с раннего детства они старались приобщать к этому, так что Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует)уже с детства присутствовал на взрослых советах, дискуссиях, и это говорит о том, что он с детства знал, как решаются общественные вопросы, как ведутся дела между племенами.

 
Ответ:
Да, эти люди приходили к его деду за советом. Удивительно, что арабы того времени были, может быть, единственными людьми в мире, которые еще сохраняли человеческие качества — уважение к старшим, щедрость. Посмотрите на жизнь Абу Талиба: мы сказали, что он был почитаемым человеком среди своего племени, хотя и очень бедным, то есть люди не смотрели на деньги, на власть, человека ценили по его разуму, его качествам, а не по деньгам.
Арабы того времени также отличались особенным гостеприимством. Был случай, что какие-то нехорошие люди обидели, ограбили паломников, которые приехали в Мекку. Конечно, наше паломничество и то паломничество нельзя сравнивать, тогда это было идолопоклонство. Но, тем не менее, люди приехали в Мекку с такой, по их мнению, благородной целью, а их ограбили. И один из них стал у дверей Каабы и громко закричал: «Я пришел сюда совершить паломничество, а меня ограбили!» А помните, мы говорили, что у арабов Мекки был такой дом совета, так вот, все жители города там собрались и заключили договор о том, что, кого бы у нас ни обидели, мы все вместе встанем и отомстим обидчику. И после этого в Мекке был установлен такой порядок, что, кто бы что плохое ни сделал, его наказывали и возмещали обиженному ущерб.
 
Какие выводы можно из всего этого сделать? Наши слушатели могут подумать: «Зачем нам это все рассказывают? Мы это и так знаем». А говорим мы об этом, оттого что в наше время много книг об Исламе (к примеру, «Энциклопедия Ислама») пишут немусульмане, об истории Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) пишут люди со стороны. Это как если бы человек встал за забором дома и попытался бы рассказать о том, что происходит внутри дома, глупо получилось бы... Поэтому мы хотим нашим слушателям сказать: если они хотят узнать о жизни Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует), пусть они узнают об этом у тех людей, которые живут в самом доме, а не у тех, которые еще в дом не вошли, а стоят за забором и пишут о жизни в этом доме. И в этих передачах, в этих уроках мы пытаемся рассказать вам об определенных вещах. 
 
                                            Источник http://darulfikr.ru/story/seerah/seerah_mahdi-haji_abidov_3

 

Лезгинский исламский просветительский портал