Шейх Махмуд-афанди из Алмалы - сын цахурского народа

Махмуд Афанди из Аймалы Цахур

Культура у наших предков была на высоком уровне. Это все благодаря тому, что Всевышний Аллах наделил нас баракатом наших достойных ученых-алимов и шейхов того времени, одним из которых является досточтимый шейх  Махмуд-афанди  из Алмалы.

Махмуд-афанди это человек большой духовной степени, приблизившийся к Всевышнему Аллаху. Это духовный наставник и ученый, за наставлением и советом которого приходили верующие из российских губерний, из Турции и из арабских стран.

 Махмуд-афанди это сын цахурского народа, про которого написано много касыд (поэмы), книг на различных языках, одна из которых вышла в свет в Махачкале в исламской типографии «Ихлас». Книга на арабском языке и называется «Тухфат аль-ахбаб аль-халидият». Книга содержит 260 страниц. Впервые вышла в свет в 1332 году хиджры (это 1914 год по григорианскому календарю) в типографии Мавраева в г. Темир-хан-Шуре. Автор  Хаджи Усман-афанди  аль-Цахури, родом из Цахура, дает расширенное толкование к поэме о Махмуде-афанди, которая принадлежит перу Хаджи Абдулла-афанди аль-Цахури.

Книга начинается так: “Именем Аллаха Милостивого Милосердного. И нет мощи оставить плохое и силы повернуться к хорошему, кроме как от Аллаха. Хвала Аллаху, который раскрыл сердца... Благословение и приветствие Пророку Мухаммаду.... Эту прекрасную книгу я написал к касыде, посвященной нашему господину досточтимому шейху Махмуд-афанди, да сделает Всевышний Аллах нам его баракат”.... На странице 6 говорится: «Также я написал бейты на турецком и персидском языках в некоторых местах этой книги».

В книге есть большая глава о чудесных поступках святых шейхов. В книге говорится не только о Махмуде-афанди, но и о других алимах и шейхах нашего горного края, таких как Хаджи Хамзат-афади из Цахура, зиярат которого находится в Илису, Хаджи Исмаил-афанди из Сувагиля, где и находится его зиярат, Хаджи Бакр-афанди из Мишлеша и многих других.

Приводится подробное описание их жизни, рассказы, происшествия, караматы (чудеса). Здесь есть подробное описание истории и географического положения многих сёл. Например, на странице 77 говорится: «Цахур - это большое село, расположенное на реке Самур, расстояние между ним и городом Ахты можно преодолеть пешему человеку за полторы суток. История её поселения, согласно историческим книгам, 2877 лет». Из этого маленького предложения можно понять многое, например: когда писалась эта книга, Цахур уже не являлся большим городом, как это было несколько лет назад, а Ахты, который возник позже него, уже стал известным городом. Если учитывать, что книга была написана в 1914 году, то Цахуру 2967 лет.

Я уверен, что это далеко не единственная книга, написанная нашими предками. Это первая книга, которая вышла из тени, и инша-Аллагь не последняя.

Если учитывать большой авторитет книги среди дагестанских алимов, то, возможно, в будущем кто-нибудь возьмется за перевод на русский язык, и тогда, быть может, потомки узнают об истории, культуре и духовности своих предков. Общеизвестно, что без духовности и культуры не может быть и речи о существовании даже государства.

Древние говорили:

«Человек, который не знает историю своего народа, подобен тому, кто не знает своего отца».

 

 

Великий шейх, Кутб,  Махмуд-афанди, куддисса сирруху, родился примерно в 1810 году в с. Алмало .

В молодости он служил писарем у ханов Данияла Султанали и его родственника Гаджи Агабекова. Они восхищались одаренностью и умом Махмуда-афанди, куддисса сирруху.

Махмуд-афанди, куддисса сирруху, не боялся никого кроме Аллаха. Перед богатыми и бедными он говорил о дозволенном и недозволенном в Шариате, он не боялся обвинения людей и всегда говорил правду.

Некоторые его высказывания

«Во всех своих делах и проблемах полагайтесь на Всевышнего; следуйте указаниям прежних, более праведных алимов; критически анализируйте желания и поступки своей души; следуйте Сунне; не тратьте бесполезно ни одного мгновения; будьте милосердными к людям; никому не вредите.

Старайтесь поминать Аллаха и тайно, и явно; не обманывайтесь преходящими благами этой жизни; наставляйте на правильный путь раскаявшихся.

Постоянно поминайте Аллаха; отдаляйтесь от нововведений (бид’а); сторонитесь таких скверных поступков, как разговоры за спиной других, клевета, грязных мыслей, взгляда на запретных для вас женщин».

 

Не отрицая необходимости заботы о хлебе насущном и о своей семье, Махмуд-афанди, куддисса сирруху, пишет, что тому, кто любит этот бренный мир, трудно избавиться от лицемерия.

После него как в Азербайджане, так и в Дагестане 12 его халифов (шейхов-преемников) с его разрешения наставляли мюридов на праведный путь. В последние годы своей жизни Махмуд-афанди, куддисса сирруху, жил в Астрахани и умер там же в 1294 году по Хиджре. 

Лезгинский исламский просветительский портал