Почему необходимо следовать мазхабу? Часть 3

8. Почему же тогда существует только четыре мазхаба?

Это решение Всевышнего Аллаха, Господа, который совершает то, что пожелает. Ни одно творение не участвует в этом.

Тем не менее, интересно отметить здесь особое значение числа четыре. Четыре главных ангела, четыре главные божественные книги, четыре запретных месяца, четыре праведных халифа и т.д.

Алляма Бурхануддин Ибрахим ибн Али аль-Малики (ум.799 г.х.)  вкратце описывает некоторые существовавшие мазхабы и причину их исчезновения. Он говорит:

«И мазхаб имама аль-Аузаи доминировал в Шаме1и на территории Андалусии2 до тех пор, пока мазхаб имама Малика не стал преобладать после второго века хиджры. После этого мазхаб имама аль-Аузаи остался в забвении. Что же касается мазхабов Хасана аль-Басри и Суфьяна ас-Саури, то их последователи были немногочисленны и оставались они недолго. После непродолжительного периода времени их мазхабы также угасли…

Последователей имамов ат-Табари и Абу Саури было также немного, и существовали они недолго. Последователи мазхаба Абу Саури исчезли после третьего века хиджры, а имама ат-Табари - после четвертого…»3

Таджуддин ас-Субки (ум.777 г.х.) пишет: «И эти четыре мазхаба, по милости Всевышнего Аллаха, были едины в убеждениях. Несмотря на то, что некоторые из их последователей примкнули к му`тазилитам и муджассима (антропоморфисты) 4, абсолютное большинство из них следовало истине и придерживалось убеждений, отраженных имамом Абу Джа`фаром ат-Тахави5 в его «Акыде», которую ученые прошлого и настоящего полностью подтвердили…» 6

Что касается других муджтахидов, то их мазхабы не были систематизированы, исследованы и записаны так же полноценно, как вышеупомянутые четыре7. Ученые получали пользу и обучались у них в течение их жизни. После смерти их учение осталось как знание, но не как мазхаб. Именно по этой причине их утверждения были записаны вразброс в книгах по Исламскому праву (фикх) и по хадисам, но, тем не менее, сформированного мазхаба, которого можно было бы отнести к этим имамам, не существовало.

 

  • 1.Шам – это территория в которую входят Ливан, Сирия, Палестины и Иордания.
  • 2.Андалусия - область, которая охватывает современную Испанию, Кипр и прилегающие территории.
  • 3.См. в книге «ад-Дибадж аль-мазхаб фи маърифат а`ян уляма аль-мазхаб» Ибн Фархун, 1/62.
  • 4.Речь идет о двух сектах, отклонившихся от пути Ахлю Сунна валь Джамаа из-за несоответствия убеждений.  По милости Всевышнего обе эти секты вымерли, но следы их отклонений в вероубеждении до сих пор можно обнаружить среди некоторых современных сект
  • 5.Имам Абу Джафар ат-Тахави, великий факих и мухаддис 3-4 веков хиджры, составил краткий текст об основных убеждениях Ахлю Сунна валь Джамаа, к которому относят учёных всех 4 мазхабов. Этот труд  имеет название «Акыда ат-Тахавия».
  • 6.См. в книге ««Муид ан-Ниам ва мубид ан-Никам» имама Таджуддина ас-Субки, стр. 22.

Источник : darulfikr.ru

Лезгинский исламский просветительский портал