Достоинства омовения

омовение достоинство

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает:

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:» Когда мусульманин или правоверный (му’мин) совершает омовение, то, омывая лицо, смывает все грехи, которые совершают глаза, водой омовения или последними каплями этой воды. Омывая руки, смывает все грехи, которые он ими совершал, водой омовения илипоследними каплями воды. Омывая ноги, смывает все грехи, которые он ими совершал, водой омовения или последними каплями воды. И так человек станет чистым от всех грехов». (Муслим,Тахарат, 32. Отдельно см. Тирмизи, Тахарат, 2/2).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает:

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, моя община в Судный день будет созвана с излучающими свет (нур) лицами, руками и ногами от следов омовения. Кто может умножить свет, пусть делает это». (Бухари,Вуду, 3;Муслим,Тахарат,35).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел на кладбище и сказал:» Приветствую вас, о упокоившиеся мусульмане! Иншааллах, однажды и мы присоединимся к вам. Я так хочу увидеть наших братьев.

Сподвижники спросили:

– Разве мы не ваши братья?

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

– Вы – мои сподвижники, мои братья – те, кто еще не пришел.

Тогда сподвижники спросили:

– О Посланник Аллаха, как вы узнаете тех из своей общины, кто еще не пришел?

Посланник Аллаха ответил:

– Представьте, что у человека есть конь с белой звездой на лбу и белыми ногами. Разве он не узнает своего коня среди табуна черных лошадей?

Сподвижники ответили:

– Конечно, узнает, о Посланник Аллаха!

Тогда Посланиик Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Так же лица, руки и ноги наших братьев от следов омовения будут излучать свет. Я, придя раньше, буду ждать их у своего водоема, чтобы почтить их. Будьте внимательны! Некоторые люди будут отогнаны от моего водоема, как отгоняют от стада чужого верблюда. Тогда я позову их: «Идите сюда!» Мне скажут: «Они потом изменили то, что после тебя (оставив твою сунну, последовали ложными путями). И я скажу: «Пусть удалятся, пусть удалятся». (Муслим, Тахарат, 39; Фадаил, 26. Отдельно см. Насаи, Тахарат, 110/150; Ибн Маджа, Зухд, 36; Муватта’, Тахарат, 28; Ахмад, II, 300, 408).

Савбан (да будет доволен им Аллах) передает: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будьте правдивы, (но) вы не сможете делать все самым совершенным образом. Знайте, самое благое ваше деяние – намаз. Только правоверный (му’мин) пребывает (постоянно) с омовением». (Ибн Маджа, Тахарат, 4; Муватта’, Тахарат, 36; Ахмад, V, 276, 282; Дарими, Тахарат, 2).

Комментарии

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах чист и любит чистоту». (Тирмизи, Адаб, 41/2799).

«Чистота – половина веры». (Муслим, Тахарат, 1).

Поэтому Ислам есть религия чистоты. Всевышний требует от Своих рабов очиститься от всякой физической и духовной грязи. По этой причине только что принявший Ислам человек должен совершить полное омовение, а, приступая к поклонению (ибадат), он должен иметь малое омовение. Мусульмане придают большое значение чистоте, которая является основой ихверы. Книги по фикху и основам религии начинаются с раздела Тахарат, где подробно излагается все, касающееся этого вопроса. Ибо чистота – это прекрасное качество, приближающее человека к ангелам, удаляющее от шайтанов и защищающее от наказания в могиле. Чистота возвышает дух (рух) до степени ихсан, когда человек живет с осознанием того, что Аллах постоянно видит нас. Чистота приближает человека к Аллаху. Поэтому в священном аяте сказано: «Аллах любит очищающихся» (Баккара, 2/222).

Потому что омовение, очищающее тело, воздействует и на душу, пропуская в нее свет и хоть немного, но рассеивая тьму, в которую ввергают душу человека его грехи. Это значит, что умножается запись добрых дел, а ошибки стираются. Следовательно, с любой точки зрения – и с медицинской, и с духовной, сами собой становятся ясными достоинства омовения, которое способствует обретению совершенной чистоты.

Те части тела, которые полагается омывать водой при совершении тахарата, обычно открыты и быстро загрязняются. Поэтому их пятикратное омовение в течение дня способствует сохранению телесного и духовного здоровья и сосредоточенности мыслей.

Принимая во внимание все вышесказанное, правоверному (му’мину) следует совершать омовение очень тщательно, стремясь умножить свет (нур), которым он будет наделен в будущей жизни. Для этого следует соблюдать все детали омовения, а именно: омывать части тела, подлежащие омовению, в полной мере и даже более; омывать их по три раза; по возможности, обратиться в сторону киблы; начинать совершение тахарата со слов «бисмилляхи»– «во имя Аллаха»; тщательно полоскать рот и нос; читать соответствующие ду’а и излишне не расходовать воду.

Важной сунной во время омовения является использование мисвака – зубной щетки из веточек дерева арак. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) так выразился о достоинствах использования мисвака:

«Мисвак очищает ротовую полость, приводит к обретению благоволения Аллаха». (Насаи, Тахарат, 5/5).

«Если бы я был уверен, что не принесу затруднения своей общине, то повелел бы перед каждым намазом использовать мисвак». (Бухари, Джум’а).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) считал важным использовать мисвак и в другое время. Вставая ночью на ночной (тахаджуд) намаз, он чистил зубы мисваком, совершал омовение и намаз. (Муслим, Мусафирин, 139).

Когда он входил в свой дом, то первым делом чистил зубы мисваком. Кроме того, омовение стирает небольшие грехи и ошибки, которые сделаны по незнанию. Об этом есть очень известный рассказ Имама А’зама Абу Ханифы. Великий Имам, некоторое

время наблюдая за одним молодым человеком, совершающим омовение, сказал ему:

– Дитя мое, оставь такие-то и такие-то грехи!

Удивившийся этим словам молодой человек спросил:

– Господин, откуда вы знаете, что я совершил эти грехи?

Досточтимый Абу Ханифа ответил:

– По воде, которая стекает при омовении.

Люди, которых в приведенном нами хадисе наш досточтимый Пророк(да благословит его Аллах и приветсвует) благосклонно назвал «моя община»и «мои братья», – это те мусульмане, которые совершают омовение и намаз и, трепетно относясь к поклонению, следуют в жизни высокому образцу. Они в Судный день по излучающим свет лицам, рукам, ногам будут отличаться от других людей и будут приближены к досточтимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).

Каждый правоверный, понявший какое благо для него заключено в этих словах, будет стараться совершать омовение самым совершенным образом и, по возможности, всегда пребывать в состоянии омовения. Но сохранять омовение все время – это нелегкое дело, в котором не всякий человек может преуспеть. Поэтому четвертый хадис указывает на великое достоинство этого прекрасного состояния и называет его условием крепкую веру. Т.е. только те люди, которые понимают ценность омовения и уверены в пользе, которую оно принесет в будущей жизни, считают важным все время пребывать в состоянии омовения.

Стараться все время пребывать в состоянии омовения – это одна из благословенных сунн Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Передают, что наш досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) после посещения туалета сразу же совершал омовение. (Ибн Са’д, I,369).

Уже находясь в состоянии омовения, совершать его заново – это весьма достойный поступок, это свет поверх света. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), находясь в омовении или нет, часто обновлял его. Чтобы поощрить к этому свою общину, он говорил: «Если кто-то, пребывая в состоянии омовения, заново совершает его, тому Всевышний Аллах пишет десять добрых дел». (Тирмизи, Тахарат, 44/58, 59).

Есть еще два похвальных дела, ввиду важности которых Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) призывал других совершать их, прежде всего выполняя это сам. А именно: самому готовить воду для омовения, чтобы совершить ночной намаз, и давать милостыню (садака) неимущим. Он сам готовил себе воду для омовения и своей рукой давал милостыню (см. Ибн Маджа, Тахарат, 30; Ибн Аби Шайба, I, 178; Ибн Са’д, I, 369).

Следующие хадисы, сообщающие о достоинствах омовения и постоянного пребывания в состоянии омовения, помогут нам лучше разъяснить суть этого вопроса.

«Однажды утром Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), позвав к себе Биляля, спросил у него:

– Биляль! Что ты сделал такого, что вошел в Рай раньше меня? Когда бы (во сне) я ни заходил в Рай, впереди себя слышу твои шаги. Вот и вчера вечером я зашел в Рай, и опять услышал твои шаги впереди себя…

Билял (да будет доволен им Аллах) ответил:

– О Посланник Аллаха, каждый раз, произнося азан, я обязательно совершаю намаз из двух ракаатов. Когда мое омовение нарушается, я тут же совершаю его заново и считаю два ракаата намаза моим долгом перед Аллахом.

На это Посланник Аллаха сказал:

– Вот по благословению этих двух поступков!»(Тирмизи, Манакиб, 17/3689; Ахмад, V, 354).

Укба бин Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывает так:

«Мы пасли своих верблюдов по очереди. И вот пришел мой черед. Я закончил свое дело, и после того как верблюды вечером вернулись к себе, пошел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) стоя разговаривал с людьми. Я подошел в тот момент, когда он произнес такие слова:

– Для мусульманина, который самым прекрасным образом совершит омовение, потом совершит намаз в два ракаата и который всей своей душой и всем существом обратиться к намазу, Рай станет обязательным!

Услышав это, я воскликнул:

– Как это прекрасно!

Один из стоящих передо мной поизнес:

– То, что он сказал до этого, еще лучше!

Я узнал досточтимого ‘Умара (да будет доволен им Аллах). Он продолжил:

– Я вижу, ты только что пришел. А до этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал так:

«Кто из вас совершит омовение, потом скажет «Ашхаду алля иляха илляллах ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюх» – «Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – его раб и посланник», для того человека откроются все восемь райских врат. Через какие пожелает, он войдет в Рай». (Муслим, Тахарат, 17).

 

 

Лезгинский исламский просветительский портал