Албано-лезгинская культура VII — XII веков. Зодчество

ЗОДЧЕСТВО. В X — XII вв. после арабских разрушений стало возрождаться албанское зодчество. Наши далекие предки, соорудившие в VI веке грандиозные стены Дербентской крепости, умели строить прочно и красиво. Они восстановили разрушенные арабами села и города, построили новые.

Большим своеобразием отличалась албано-лезгинская архитектура. Шемаха, Баку, Гянджа, Дербент и другие города славились своими искусными зодчими.

С XI — XII вв. до наших дней сохранился ряд замечательных архитектурно-строительных памятников, прекрасных образцов резьбы по камню и металлу, орнаментов и надписей. Известны имена некоторых создателей этих произведений искусства — кузнечного мастера Ибрагима (XI в., Гянджа), строителя Мухаммада, сына Абу Бакра (XI в., Баку), архитектора Мохсуна (XI в., Баку), строителя Ашура, сына Ибрагима (XII в., Баку) [I].

рис.
Перевод текста на рис. 4.12:
(1) Построил (это здание Уста сын Гайдан ( или Гайдаз) —
(2) — да простит его Аллах — в году пять-
(3) сот девятнадцатом по хидж-
(4) ре пророка — да благословит его(Аллах).

Талантливые лезгинские зодчие постройли прекрасные мечети в Ихреке, Баку. Кара-Кюре, Луткуне, Шемахе, Кабале, Барде, Дербенте и других местах. Эти выдающиеся памятники средневековья украшались причудливыми росписями, куфическими буквами и ажурной работой лезгинских мастеров. Сохранившиеся замечательные образцы резьбы по камню и дереву являются ярким свидетельством достижений лезгинского искусства в X — XII веках (рис. 13, 14, 15).

остатки стуковой орнаментики михраба мечети в сел. Луткун Ахтынского района (X  — XII вв.)
Рис. 4.13. Остатки стуковой орнаментики михраба мечети в сел. Луткун Ахтынского района (X — XII вв.).

орнамент опорного деревянного столба внутри мечети в сел. Луткун Ахтынского 		района (X-XII вв.)
Рис. 4.14. Орнамент опорного деревянного столба внутри мечети в сел. Луткун Ахтынского района (X-XII вв.)

орнамент опорного деревянного столба внутри мечети в сел. Луткун Ахтынского района (X  — XII вв.).
Рис. 4.15. Орнамент опорного деревянного столба внутри мечети в сел. Луткун Ахтынского района (X — XII вв.).

Ряд памятников архитектуры и искусства создан в этот период в г.Баку. Наиболее ранний из них, датированный XI веком, — мечеть Мухаммада ибн Абу Бакра, в старой крепости Баку. В юго-восточной части старой крепости, близ Девичьей башни, находится хорошо сохранившийся памятник XII в. "Лезги-мечеть", построенная из хорошо обтесанных камней [32].

Баку. Вывеска на Лезги-мечети. (XII в.).
Рис. 4.16. Баку. Вывеска на Лезги-мечети. (XII в.).

Албанские мастера участвовали в возведении ряда выдающихся сооружений в Самарканде, Герате, Мешхеде, Исфагане, Багдаде. Тесная связь Албании с Ираном, Арменией, Грузией и другими странами обусловила наличие ряда общих черт в их зодчестве и в других аспектах культуры.

рис.

один из опорных столбов внутри мечети сел. Кара-Кюре, украшенный орнаментом из стука. (Хв.).
Рис. 4.18. Один из опорных столбов внутри мечети сел. Кара-Кюре, украшенный орнаментом из стука. (Хв.).

Ярким свидетельством связей Ирана, Средней Азии и Восточного Кавказа в области культуры могут служить памятники из селения Кара-Кюре. "Несколько лет тому назад, — пишет проф. А.Шихсаидов, — в лезгинском селении Кара-Кюре учеными было сделано открытие, давшее новый, исключительной важности, материал как по истории культуры дагестанского (лезгинского) народа, так и истории культурных контактов народов Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии".

Более двух тысяч лет тому назад зародилось искусство обработки алебастра, замечательного "белого камня". Резьба по стуку (по алебастру, или, как говорят в Средней Азии, по гангу) стала со временем одним из видов архитектурного декора в монументальном искусстве. Декоративное использование алебастра находило широкое применение на Ближнем и Среднем Востоке еще с древних времен.

Кара-Кюре
Рис. 4.19. Кара-Кюре. Мечеть.
Стуковая орнаментика базы опорного
столба внутри мечети. (Хв.).

Этот вид архитектурного декора представлен и в Кавказской Албании. Вот как описывает проф. А.Шихсаидов один из памятников в старинном лезгинском селе Кара-Кюре, что недалеко от правого берега Самура, в 3 — 4 км от Усухчая: "В центре аула — мечеть с красивыми резными дверьми. Сохранилось шесть опорных столбов мечети, расположенных в два ряда и держащих перекрытие над залом, имевшим площадь в 12,3 на 18 м. Основной частью мечети был в колонный зал, что характерно для ранних мусульманских мечетей. Опорные базы столбов — квадратные в сечении, а сами столбы круглые, причем, все стороны полностью заняты стуковым панно, выполненным в глубоком рельефе. Стуковый рельеф занимает всю плоскость целиком, не оставляя свободного места. Растительный орнамент представлен пальметками, полупальметками, трилистниками. В орнаментальный строй введены также изображения кругов, стрельчатой арки и других фигур. Точечный ряд — обязательный компонент рельефа — разграничивает отдельные части поля" [33]. Как сообщает проф. П.Дебиров, это прекрасный памятник истории, "каждое панно сверху завершается великолепной куфической надписью религиозного содержания, которая в виде эпиграфической ленты опоясывает со всех сторон кубовидную базу круглого столба" [33]. Далее проф. А.Шихсаидов пишет: "Именно изучение надписей, их палеографических особенностей (сжатость и строгость форм, стречатая форма буквы "мии", острата клиньев и т.д.) дало возможность утверждать, что перед нами куфические буквы переходного периода, характерные для написей Среней Азии X-XI вв.

Кара-Кюре

Надписей на рис. 18-22 пять. Профессор А.Шихсаидов отмеает, что "не все они уверено читаются, но некоторые из них нам удалось прочесть"

  1. О верующие. Бойтесь Аллаха и скажите сильное слово.
  2. Нет бога, кроме Аллаха.
  3. Вто… сын…имя Аллаха.
  4. Исхак сын Хасана уповает на Аллаха.
  5. Приступили к своей молитве и не будьте из беспечных.

Говоря о строителях, что воздвигали мосты и мечети, минареты и крепости, жилые дома и мавзолеи над могилами святых, поф. А.Шихсаидов отмечает "Не все постройки сохранились, рассказывает нам о строителях. В одном случае имя устада (мастера) исчезло вместе со зданием, подвегшимся разрушению, в другом –– память о мастере оказалась более долговечной, чем само здание. То сохранилось архитектурное сооружение, но нет имени строителя, то новое здание оказалось связанным с именем мастера, жившего лет за триста до этого, ибо в стенунового здания был вмонтирован камень из развалин старого сооружения. Но бывает и так: сохранилось здание и сохра нился и камень, рассказывающий о строителе. Но это редко. Безвестные мастера. Их число огромно. К сожалению, до нас не дошли имена строителей крупных комплексов, таких, как Нарын-кала, этот дербентский кремль…, Хучнинская крепость — легендарное обиталище семи братьев и сестры…

…Ихрекская мечеть, старейшая в Дагестане. По своему внешнему виду она не отличается от многих других зданий в ауле, подчинена общему архитектурному стилю, строительным традициям аула, характерным многим ранним культовым сооружениям. Мечеть неоднократно разрушалась, потом восстанавливалась, иногда полностью, иногда частично, и это продолжалось почти тысячу лет… За столетия стены Ихрекской мечети превратились в хранилище надписей различных эпох. 31 надпись украшает здание, причем 15 из них ранние, примерно XI — XV вв."

табличка 1

табличка 2

Ихрек

В конце XI в. в Цахуре было построено медресе, находившееся в то время в цветущем состоянии. "Во всяком случае, — пишет проф. Шихсаидов, — автор обширного космографического трактата "Аджаиб ал-махлукат ва гариб ал-мавджудат" (Чудеса творений и диковинки существующего) За-карийа ал-Казвани (1203-1283 гт.) пишет о медресе в Цахуре: "…а при нем имеется учитель и факихи… Рассказывают, что они перевели "Компендий Музани" на язык Лакзан и подобно этому "Книгу имама аш-Шафий" и занимаются ими обеими [34].

Таков был Цахур в XII в. и вполне логично, что это селение дало ревностного мусульманина, построившего культовое здание в близлежащем Ихреке. "Надо сказать, — пишет далее проф. Шихсаидов, — что Цахур и лежащий рядом с ним древний аул Мишлеш хранят в настоящее время много строительных надписей: о строительстве жилого дома (XI — XII вв., Мишлеш), мечети (XI — XII вв., Цахур), минаретов (1239-и 1365 гг., Цахур), мечети (1247 г., Мишлеш), о реставрации минарета (1422 г., Мишлеш)и т.д. "Проф. А.Шихсаидов отмечает: "В ранних надписях нередки случаи, когда очень скромно, без особых титулов, иногда без упоминания имени отца, т.е. так называемой куньи, на камень заносится имя мастера. Вот надпись XII — XIII вв. из Ахты: "Крепость построил Аш-л-раха; из Мишлеша — о строительстве жилого дома в XIII в.: "Сделал Мамий сын Хурсана".

Положение мастеров архитектуры и художественного ремесла в Албании, как и вообще на Востоке, было тяжелым. Путешественники свидетельствуют о зависимости зодчих от феодальных деспотов. О том же говорят некоторые произведения литературы. Поэма "Семь красавиц" Низами повествует о горькой участи Симнара — строителя великолепного дворца. Когда дворец был воздвигнут, шах повелел сбросить Симнара с самого верха, чтобы архитектор уже нигде не мог создать ничего подобного. До настоящего времени в народе бытует множество легенд об ослепленных феодалами строителях дворцов, башен и крепостей, что характеризует нравы того времени.

Лезгинский исламский просветительский портал