Этика приема пищи

Этикет приема пищи

Люди невоспитанные и необученные исламской этике, не обращают внимания на правила приема пищи. Они не вспоминают Аллаха, Который обеспечил их едой и другими благами, они не произносят «Бисмиллагь» – имя Аллаха – перед едой, не благодарят Его после еды, не читают молитву; ночью едят, чтобы работать утром, утром работают, чтобы вечером есть; если подать им то, что им не нравится, показывают свое недовольство; едят много, порой левой рукой,

а силу, приобретенную посредством питания, тратят на греховные деяния; едят что попало, не различая, добыто оно запретным или дозволенным путем; пьют спиртное; сытый не заботится о голодных.

1. Ислам преподнес всему человечеству этический образец приема пищи, соблюдение и защита которого не только не вредна для человека, наоборот, полезна во всех отношениях как в этом мире, так и в мире вечном.

Пища – это милость Аллаха, которой Он одарил все человечество и все живое, поэтому начать следует с упоминания Аллаха. В начале скажите: «Бисмиллагьи-ррахIмани-ррахIим», а потом прочтите эту молитву:

أَللَّهُمَّبَارِكْلَنَافِيمَارَزَقْتَنَاوَقِنَاعَذَابَالنَّارِ

«Аллагьумма барик ляна фима разакътана ва къина гIазаба-ннар».

Смысл: «О мой Аллах, вложи благодать в то, что Ты дал нам как благо, и защити нас от огня Ада!».

Намерение и цель при приеме пищи должны заключаться в приобретении силы для поклонения Аллаху и оказания помощи мусульманам. Если в начале еды забыли произнести имя Всевышнего, то, как только вспомните, скажите: «Бисмиллагьи аввалагьу ва ахирагьу». Если вы соблюдаете пост, то перед разговением произнесите следующую мольбу:

أَللَّهُمَّلَكَصُمْتُوَعَلَىرِزْقِكَأَفْطَرْتُذَهَبَالظَّمَأُوَابْتَلَّتِالْعُرُوقُوَثَبَتَالْأَجْرُإِنْشَاءَاللهُ

«Аллагьумма ляка сумту ва гIаля ризкъика афтIарту, загьаба-ззамау вабталлятиль-гIурукъу ва сабаталь-аджру иншаАллагь». Затем произнесите «Бисмиллагь» и приступайте к еде.

Смысл: «О мой Аллах, я соблюдал пост ради Тебя и ради Тебя разговляюсь, утолена жажда, увлажнились кровоносные сосуды, и я получу вознаграждение, если есть на то воля Аллаха».

2. Восславьте Аллаха после еды. В хадисе говорится: «Если кто-либо после приема пищи скажет:

أَلْحَمْدُللهِالَّذِيأَطْعَمَنِيهَذَاوَرَزَقَنِيهِمِنْغَيْرِحَوِلٍمِنِّيوَلَاقُوَّةٍ

«Аль-хIамду лиллягьи-ллязи атIгIамани гьаза ва разакъанигьи мин гъайри хIавлин минни ва ля къувватин», то прощаются его предыдущие грехи» (Ат-Тирмизи).

Смысл: «Вся хвала Аллаху, Который дал мне во благо эту пищу и накормил меня без каких-либо усилий и возможностей с моей стороны».

В другой версии хадиса предлагается следующая молитва:

أَلْحَمْدُللهالَّذِيأَطْعَمَنَاوَسَقَانَاوَجَعَلَنَامِنَالْمُسْلِمِينَ

«Аль-хIамду лиллягьи-ллязи атIгIамана ва сакъана ва джагIаляна миналь-муслимина» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Смысл: «Вся хвала Аллаху, Который дал нам пищу и питье и сделал нас мусульманами».

Если вас пригласили на свадьбу или в гости, то следует прочитать эту молитву:

أَكَلَطَعَامَكُمُالْأَبْرَارُوَأَفْطَرَعِنْدَكُمُالصَّائِمُونَوَصَلَّتْعَلَيْكُمُالْمَلَائِكَةُ

«Акаля тагIамакумуль-абрару ва афтIара гIиндакуму-ссаимуна ва саллят гIалайкумуль-маляикату» (Абу Давуд).

Смысл: «Да отведают вашу пищу лучшие, праведные люди, да разговятся у вас постящиеся, и да благословлят вас ангелы».

В другом хадисе, переданном Муслимом, приводится следующая молитва:

أَللَّهُمَّبَارِكْلَهُمْفِيمَارَزَقْتَهُمْوَاغْفِرْلَهُمْوَارْحَمْهُمْ

«Аллагьумма барик лягьум фима разакътагьум вагъфир лягьум ва-рхIамгьум».

Смысл: «О Аллах, вложи благодать в то, чем Ты их одарил, прости их грехи и смилуйся над ними».

3. Мойте руки перед и после употребления пищи. Ислам – религия чистоты. Ради сохранения здоровья Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел мыть руки до и после еды. В хадисе говорится: «Благодатью потребления пищи считается мытье рук до и после приема пищи» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).

4. Рекомендуется начинать и заканчивать прием пищи с соли. То есть до начала приема пищи и после еды следует тремя пальцами правой руки положить щепотку соли в рот.

5. Во время потребления пищи следует пользоваться только правой рукой. В хадисе говорится: «Вы ешьте и пейте правой рукой, также берите и отдавайте правой рукой, поистине, шайтан ест, пьет, берет и отдает только левой рукой» (Ибн Маджа). Еще в достоверном хадисе говорится: «Произнесите «Бисмиллагь», ешьте правой рукой и ешьте только то, что перед вами».

В хадисе, рассказанном Анасом, говорится: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел нам есть то, что в тарелке до конца, и очистить тарелку. Он говорил: «Вы не знаете, какой кусок, какая часть пищи для вас во благо» (Ахмад, Муслим).

6. Если едите руками, лучше использовать только три пальца правой руки. Ка‘аб рассказал, что он видел, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ел тремя пальцами и после еды облизывал пальцы. Если крошка хлеба или кусочек пищи упал на пол, то следует его подобрать, очистить и съесть. В хадисе говорится: «Если кто-либо из вас уронил кусочек пищи, то подберите его, не оставляя шайтану, очистите и съешьте, не вытирайте пальцы салфеткой, оближите пальцы от остатков пищи, вы не знаете, в какой именно части пищи находится для вас благо» (Муслим).

7. Следует есть пищу маленькими кусками и тщательно пережевывать, ибо мы обязаны сохранять свое здоровье. Нежелательно во время употребления пищи дуть на нее, брать еду, находящуюся перед другими, т. е.вести себя так, что может вызвать неприятное или брезгливое отношение других.

8. Всегда соблюдайте умеренность в еде. Нельзя есть много и бросаться на пищу жадно, но и отказаться от пищи, если голодны, не следует.

В хадисе говорится: «Человек не заполнит мешочка сквернее желудка, человеку достаточно несколько кусков пищи, чтобы он мог выпрямить спину, если этого недостаточно, то одну треть желудка следует заполнить пищей, другую треть – водой, и одну треть оставить для воздуха» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи).

Услышав этот хадис, один врач-христианин, сказал: «Ваш Пророк хочет лишить работы всех врачей».

Нарушением этикета приема пищи считается есть быстро, с намерением большую часть еды съесть самому. При общем приеме пищи одобряется есть только свою долю, оставив другим большую часть. В Коране говорится об этом так:

وَيُؤْثِرُونَعَلَىأَنفُسِهِمْوَلَوْكَانَبِهِمْخَصَاصَةٌ (الحشر، 9)

Смысл: «Даже если они сами нуждаются, они отдают предпочтение другим» (Коран, 59: 9).

Так описывает этот священный аят ансаров, т. е. сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине. Когда сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ели финики, бывало Ибн Умар (да будет доволен им Аллах!) говорил: «Не ешьте по два финика, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам это, но если брат по вере разрешит, то тогда можно».

9. Соблюдением этикета приема пищи считается не приступать к еде до тех пор, пока все не подошли и не сели. Если те, которые сели за стол раньше, начнут сразу же есть, то уменьшится доля опаздавших. Религия Ислам требует от нас, чтобы мы заботились о других, так как вера не считается совершенной, если мы не желаем для своего брата по вере того же, чего желаем себе.

10. Не следует хозяину дома во время потребления пищи смотреть на гостей, ибо от этого гости чувствуют себя неуютно. Поэтому ему следует заботиться о гостях или есть с ними, не вставать из-за стола до тех пор, пока все не насытятся, если придется встать, то следует просить прощения и говорить о цели отлучки.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах!) рассказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил смотреть за куском, который ест брат по вере.

11. Нарушением этикета приема пищи считается просить у хозяина подать другую еду, вдобавок к уже поданному блюду. Если гость болен и ему врачом предписана определенная еда и хозяин может подать ее, не выходя из дома, то гостью разрешается попросить об этом хозяина. Если хозяин предлагает вам выбрать из двух блюд что-нибудь одно, то считается сунной выбрать то, что хозяину легче приготовить.

В хадисе говорится: «Когда Пророку (мир ему и благословение Аллаха) предлагали выбрать одно из двух, он всегда выбирал более простой вариант, если в этом не было греха» (Аль-Бухари, ат-Тирмизи, ат-Табрани).

12. Порицаема и обременительность, притворство при подаче пищи. «Обременительность, притворство (такаллуф) – это подача брату по вере такой пищи, которая обычно хозяин не употребляет, т. е. подороже, получше», - говорил один из салафов. Фузайль говорил: «Такаллуф отчуждает братьев по вере друг от друга, один брат приглашает другого, обременяя себя излишними расходами, а в другой раз брат по вере не приходит к нему, не желая обременить друга и брата по вере». Там, где нет подобного притворства, укрепляется братство по вере, учащаются визиты друг к другу, укрепляется любовь. Однажды несколько человек посетили Суфьяна ас-Саври. Его не оказалось дома. Они вошли, накрыли салфетку и начали есть, и в это время пришел Суфьян. Он сказал: «Вы напомнили мне поведение асхабов, они поступали так же. Они всегда говорили: «Нам не жалко то, что есть, и не будем обременять себя в поисках того, чего нет».

Однажды друзья посетили пророка Юнуса (мир ему), и он предложил им съесть кусок хлеба и зелень, сказав: «Ешьте, если бы Аллах не проклял тех, кто обременяет себя, я бы обременил себя ради гостей».

13. Неприлично выражать недовольство качеством приготовленной пищи, а наоборот, следует в целях одобрения гостеприимства хозяина сказать доброе слово, хвалить еду – это очень важно. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не выражал недовольство пищей, если ему она нравилась, то он ел, если нет – оставлял (Аль-Бухари, Муслим). Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) попросил подать с хлебом что-либо. Ему ответили, что дома нет ничего, кроме уксуса. «Тогда подайте уксус» – сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и начал есть. «Как же хорош этот уксус как приправа, как прекрасен уксус с хлебом», – похвалил Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Про это услышал один богач. Он пригласил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и угостил его хлебом с уксусом. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как плох и неприятен уксус как приправа к хлебу» (Муслим).

Это значит, что тому, у кого больше нечего подать, уксус как приправа не возбраняется. Но тому, кто живет лучше, следует предложить еду по мере своей возможности. Не следует нюхать еду, так говорится и в предании. Это свойственно животным, а людям – неприлично.

14. Сидеть за трапезой следует скромно, без гордости, так, как позволяет человеку его здоровье. Не следует есть, опираясь спиной или боком на что-либо, полулежа или лежа. «Я не ем в такой позе», - сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

Можно есть за обеденным столом, сидя на стульях. Если принимаете пищу на полу, расстелив скартеть, можно сидеть на коленях. Однажды Пророку (мир ему и благословение Аллаха) предложили отведать жареную баранину. Он сел на колени и начал есть. Бедуин, который был рядом, спросил: «Как понять то, что вы кушаете сидя на коленях?». Он ответил: «Аллах сделал меня рабом без гордости, а не упрямым и гордым властелином».

15. Во время приема пищи можно вести спокойный, тихий и полезный разговор, молчание – это обычай неарабов. Но никак нельзя злословить и вести неприличный или запретный с точки зрения Шариата разговор. Муавия положил перед сыном Али-асхаба, Хасаном (да будет доволен ими Аллах!) вареную курицу. Хасан разделил ее на две части. Муавия пошутил: «Неужели между тобой и ее матерью была вражда, что так беспощадно разделил ее на две части?». Хасан ответил: «Неужели вы были так дружны с ее матерью, что так усердно заступаетесь за нее?».

16. Одобряется класть еду в тарелку стеснительного человека, предлагая ему поесть, приободряя его. Но не следует повторять предложение более трех раз. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) тоже не повторял более трех раз. Нельзя просить есть ради Аллаха – это не является почитанием. Сын Али-асхаба Хасан (да будет им доволен Аллах!) сказал: «Пища – это не то, из-за чего следует клясться именем Аллаха».

17. Этикет приема пищи требует принятия приглашения поесть, поступившего как от богатого, так и от бедного. Это объединяет мусульман и усиливает любовь между ними. Если приглашение на трапезу получил человек, который соблюдает необъязательный (сунну) пост, то ему следует принять приглашение и нарушить пост, доставляя таким образом радость пригласившему его мусульманину. Так поступал один из сподвижников.

В хадисе говорится, что тот, кто соблюдает желательный пост, сам вправе решать – продолжать его соблюдать или принять приглашение поесть.

В хадисе говорится: «Если вас пригласят, принимайте приглашение. Если соблюдаете пост, то прочитайте мольбу, а в противном случае – ешьте».

18. Неприлично приводить с собой неприглашенного, разве что с разрешения хозяина. Если гость приведет с собой человека, на которого хозяин не рассчитывал, то это затруднит положение хозяина. В хадисе говорится: «Один сподвижник пригласил в гости вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) пятерых, и вместе с ними пришел и шестой. У порога Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Этот человек пришел с нами, хотите – разрешите войти, если же не хотите – пусть возвратится обратно». «Я разрешаю, о Посланник Аллаха», - сказал хозяин (Аль-Бухари, Муслим).

19. Неприлично посещать людей во время еды или разговения, заранее выяснив время приема пищи. Были люди, которые узнавали, когда приготовят еду, и к этому времени приходили в гости. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал об этом, он повелел им больше не делать так.

20. На свадьбе или на званном ужине неприлично долго задерживаться, а после еды желательно встать и уйти, чтобы хозяевам осталось время навести дома порядок, помыть посуду, разложить все по местам, и для того, чтобы домочадцы и те, кто обслуживал это мероприятие, могли поесть.

В Коране говорится:

فَإِذَاطَعِمْتُمْفَانتَشِرُوا (الأحزاب، 53)

Смысл: «А когда поедите, то расходитесь» (Коран, 33: 53).

Если хозяин просит остаться, то можно принять его предложение.

21. Пища должна быть добытой дозволенным путем и дозволенной по Шариату. Животное или дичь, мясо которого используется при приготовлении пищи, должно быть зарезано в соответствии с требованиями Ислама, т. е. с произнесением «Бисмиллагь».

В Коране говорится:

وَلاَتَأْكُلُواْمِمَّالَمْيُذْكَرْاسْمُاللهِعَلَيْهِ (الأنعام، 121)

Смысл: «Не ешьте то, над чем не произнесено имя Аллаха» (Коран, 6: 121).

В некоторых мазхабах запрещено (харам) употреблять в пищу мясо животного, зарезанного без произнесения имени Аллаха над ним. А по мазхабу имама аш-Шафии, произнести «Бисмиллагь» является сунной.

22. Гостя полагается почитать, кормить, поить дозволенным и укладывать спать в течение трех дней, если есть условия и возможность. Особенно ценно гостеприимство в местах, где нет гостиниц, столовых.

В хадисе говорится: «Верующие в Аллаха и Пророка (мир ему и благословение Аллаха) пусть уважают и угощают гостя, и исполнят свой долг перед ним». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, что означает долг перед гостем?». Он ответил: «Забота о нем в течение суток, оказание гостеприимства в течение трех суток, а то, что вы даете гостью более этого, – это мылостыня (садака)» (Аль-Бухари, Муслим).

23. На свадьбу следует приглашать не только богатых, но и бедных. В хадисе говорится: «Самая скверная пища – это свадебное угощение, на которое приглашены только богатые и не приглашены бедные» (Аль-Бухари, Муслим).

24. К этикету приема пищи относится совместная еда всеми членами семьи. «Не принимайте пищу раздельно, ешьте вместе», – говорится в хадисе. Также в другом хадисе говорится: «В совместном питании – для вас благодать» (Абу Давуд, Ибн Маджа). По возможности одобряется произносить «Бисмиллагь» перед тем, как положить в рот каждый кусок пищи. Вымыв руки перед едой, их не следует вытирать полотенцем, а по окончании приема пищи – необходимо. После еды следует прополоскать рот, почистить зубы, и если в зубах остались кусочки пищи, то их следует удалить зубочисткой.

Есть и освобождать кишечник каждый раз, когда заблагорассудится, свойственно животным. Человек создан разумным существом и лучшим из созданий Аллаха, поэтому ему следует размышлять над тем, сколько людей и животных, сколько разных иструментов, техники, природных условий было задействовано в том, чтобы в конечном итоге получить эту пищу; следует думать над тем, как разумно создан наш организм: даны зубы для ее измельчения, пищеварительные органы для обработки пищи и всасывания из нее всех полезных для нашего тела веществ. Нельзя забывать благодарить Всевышнего, Который дал нам столько милостей и благ.

 

Да поможет нам Аллах. Аминь!

Лезгинский исламский просветительский портал